На сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС РФ) опубликовано интервью Марины Александровны Крашенинниковой (начальник управления налогового мониторинга ФНС), в котором отмечается, что если в 2019 году к налоговому мониторингу присоединились 52 компании, то в 2020 уже более 100. Большой интерес к налоговому мониторингу проявили иностранные компании.
Марина Крашенинникова отметила, что привлекает иностранные компании в налоговом мониторинге:
такой формат общения с налоговой им понятен, так как соответствует международным стан... дартам Cooperative Compliance. Иностранцев, как правило, интересуют две вещи. Первое — Cooperative Compliance с возможностью получения мотивированных мнений и соглашения о трансфертном ценообразовании. Они привыкли использовать эти инструменты.
Комментируя планы развития системы налогового мониторинга, Марина Крашенинникова отметила:
Первое – это законопроект, который прошел первое чтение в Госдуме. Запланировано снижение суммовых критериев для входа в налоговый мониторинг: 100 млн рублей уплаченных налогов, доходы и активы на сумму не менее 1 млрд рублей. Кроме того, прописаны наши полномочия по разработке требований к информационным системам. Совершенствуется процесс направления требований и уведомлений. Если налоговый орган выявляет расхождение, он сообщает об этом налогоплательщику, тому дается время на исправление. После корректировок налоговый орган дает обратную связь: устранены расхождения или нет. Если нет, то опять направляется уведомление.
Важная норма в законопроекте – это возможность для участников налогового мониторинга получать возмещение по НДС и акцизам по аналогии с заявительным порядком, но без банковских гарантий и поручительств. Сдал декларацию, через пять дней вернул деньги в оборот. Думаю, для бизнеса это более чем актуально. Кроме того, 2023 год – последний, когда в налоговый мониторинг можно войти на ТКС. С октября 2024 года системы будут общаться друг с другом, полная роботизация.
Таким образом, мы уже сейчас начинаем строить костяк автоматической цифровой экосистемы, в которой в дальнейшем и будет проводиться налоговый мониторинг.
Эта концепция возникла не на ровном месте. Мы два года обсуждали ее с бизнесом. Им было важно понять, в каком направлении будем развиваться мы и как развиваться им, то есть определиться со стратегией. Каждый новый подзаконный акт, любое изменение, которое появится в ближайшие годы – это лишь детализация Концепции. На самом деле, мы делаем для них и за них очень большую работу. Им не нужно придумывать, как развивать собственные системы внутреннего контроля, бухгалтерию и налоговую функцию, не нужно нанимать консультанта. Мы сами даем четкую программу развития: быстро, эффективно, единообразно и бесплатно. Наша цель – стать надежным партнером для налогоплательщика, помощником в бизнесе.
Мы публикуем готовые формы и форматы, компания их берет, отдает разработчику и ставит задачу совместить это с его системой. Причем мы исходим не с позиции «нам нужны твои данные», а с позиции, чтобы эти данные состыковывались друг с другом, чтобы и они и мы понимали, как складываются те или иные показатели.
Благодаря форматам, декларация, например, или отчет даже не отправится к нам, потому что их система не пропустит документ. То есть фактически мы отдаем формализованные правила контроля, чтобы они сами у себя наводили порядок.
…
Дальше у нас пойдет развитие сервисной составляющей. Для чего нам нужны требования к информационным системам? Чтобы научить системы плательщиков общаться с нашей системой без участия человека. Для этого нужно создать очень много сервисов, например, по проверке нормативно-справочной информации: КНД, КБК, ОКВЭДы, ОКОФы, - то есть всю эту информацию нужно сначала выверить.
Следующий наш проект – это отмена встречных проверок. Пример. Налоговый орган проверяет компанию А и, чтобы получить подтверждение ее расходов, требует документы у компании Б-участника налогового мониторинга. В масштабах всей страны, особенно для компаний с большим количеством филиалов, это требует значительных ресурсов. По законопроекту предлагается автоистребование документов: структурированный запрос направляется в систему плательщика, которая автоматически подтягивает все данные и отправляет. Эта отложенная норма уже прописана в законопроекте, начнет работать с 1 января 2024 года. В следующем году мы начнем ее тестировать.
Также в законопроекте заложена норма по блокировке счетов, чтобы ни один территориальный налоговый орган не мог заблокировать счета участнику налогового мониторинга. То есть все действия, которые совершаются с таким налогоплательщиком, должны идти из одного окна.
Следующий большой блок – это совместная оценка рисков. Здесь у нас три сервиса. Первое – мы хотим стандартизировать правила выявления рисков, создать своего рода библиотеку этих рисков, чтобы налогоплательщик сам мог их находить и нивелировать.
Второй важный сервис – это стандартизация контрольных процедур. Мы накопили большой пул информации, как и что контролируют налогоплательщики. Наша задача – дать им набор стандартных рекомендованных контролей, которые они бы у себя реализовали. То есть мы им подскажем, как не допустить ошибку.
Третий сервис – по оценке организации внутреннего контроля. Сейчас они оценивают себя по сотне критериев, сервис упростит этот процесс. Буквально отвечая на вопросы сервиса, плательщик сможет получить оценку и ее расшифровку: какие у него баллы по каждому критерию, какой у него уровень организации внутреннего контроля и что сделать, чтобы его повысить. Плюс появится возможность сравнить себя с другими компаниями. Это особенно актуально для больших групп. Если они видят, что у них не развита какая-то функция, например, блок автоматизации контрольных процедур, это сигнал к действию – централизовать и сделать ее единой для всех своих компаний.
Ссылка на интервью с Мариной Крашенинниковой:
https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/10151165/ (Марина Крашенинникова: наша цель - стать надежным партнером для налогоплательщика)
Рубрики:
Советуем прочитать
- Налоговый мониторинг
- Вид налогового контроля, который применяется с согласия и по заявлению налогоплательщика. Особенность налогового мониторинга в том, что налоговый орган имеет доступ к финансовой информации на постоянной основе.
- Налоговый комплаенс
- Проверка соответствия деятельности организации действующим нормам законодательства по налогам и сборам.
- Налоговый контроль
- Деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах.