Телеграм   Вконтакте

ВС: данные по закрытому подразделению нужно отражать в декларации по налогу на прибыль до конца года.

Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ) подтвердил, что данные по закрытому обособленному подразделению организации нужно отражать в декларации по налогу на прибыль до конца года (Решение Верховного Суда РФ от 20.09.2023 N АКПИ23-561).

Пункт 2.7 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (утв. Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@) указывает, что в случае принятия организацией решения о закрытии своего обособленного подразделения, данные по этому подразделению должны отражаться во всех представляемых декларациях по налогу на прибыль, до окончания налогового периода.

Если, к примеру, подразделение закрыто в 1-м квартале года, то данные по нему должны отражаться в декларациях за Полугодие, за 9 месяцев и за календарный год.

Налогоплательщик не представил сведения о закрытом подразделении в налоговых декларациях последующих отчетных периодах и был привлечен к ответственности. Налогоплательщик обратился в Верховный суд, оспаривая указанное выше положение Порядка, но суд поддержал позицию налоговиков.

Так, судьи отметили:

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям (пункт 5 статьи 289 Кодекса).

По смыслу поименованных норм законодательства о налогах и сборах декларация по обособленному подразделению, представляемая на основании пункта 1 статьи 289 Кодекса, должна содержать информацию о налоговой базе по налогу на прибыль, исчисленной нарастающим итогом с начала налогового периода. С учетом данного способа исчисления налога и определения отчетных периодов налоговая база, сформированная в первом квартале календарного года по обособленному подразделению, подлежит отражению и в декларации за полугодие, и в декларации за девять месяцев, и в годовой декларации - она составляет часть налоговой базы каждого отчетного и налогового периода даже в случае, если обособленное подразделение имеет нулевые показатели доходов и расходов в последующих кварталах.

Налоговая база закрытого обособленного подразделения за предыдущие отчетные периоды текущего календарного года подлежит отражению во всех декларациях по обособленному подразделению, представляемых до конца текущего налогового периода, поскольку закрытие обособленного подразделения ее не обнуляет.

Из анализа вышеприведенных законоположений в их системном единстве следует, что установленная Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность представления декларации по обособленному подразделению включает в себя обязанность налогоплательщика представить такую декларацию по всем обособленным подразделениям, по которым есть сформированная налоговая база за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Следовательно, оспариваемое правовое регулирование, детализирующее обязанность по представлению декларации по налогу на прибыль организации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период в налоговый орган по месту нахождения организации, не вступает в противоречие с действующим законодательством, в том числе со статьей 289 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 2 статьи 23 Кодекса налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту их нахождения обо всех иных обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации, в течение трех дней со дня прекращения такой деятельности.

Согласно абзацу пятому пункта 5 статьи 84 Кодекса в случае прекращения деятельности (закрытия) иного обособленного подразделения российской организации (иностранной организации) снятие с учета организации налоговым органом по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется на основании полученного налоговым органом сообщения российской организации в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Кодекса (заявления иностранной организации) в течение 10 дней со дня получения этого сообщения (заявления), но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения.

Из данной нормы не усматривается, что снятие с учета закрытого обособленного подразделения организации освобождает налогоплательщика от обязанности представлять налоговые декларации по закрытому обособленному подразделению.

По смыслу статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с другими нормами Кодекса при закрытии обособленного подразделения организация так же, как и при ликвидации юридического лица, обязана представить декларацию за тот налоговый период, в котором подразделение (юридическое лицо) закрыто, однако при ликвидации организации исчезает налогоплательщик как таковой, все его обязанности как плательщика налога на прибыль прекращаются, тогда как при ликвидации обособленного подразделения налогоплательщик продолжает существовать, и его обязанность по представлению деклараций именно головной организацией и в отношении каждого обособленного подразделения, действующего в текущем налоговом периоде, за каждый отчетный период не прекращается.

Согласно пояснениям представителей ФНС России и Минфина России, если показатели отчетности ликвидированного юридического лица по итогам года уже не могут измениться, то показатели отчетности закрытого обособленного подразделения могут измениться в последующих отчетных периодах до окончания календарного года. Такая ситуация возможна, в частности, если после закрытия обособленного подразделения в последующем отчетном периоде произошло уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль или в случае получения организацией убытка.

Представление налоговой декларации по закрытому обособленному подразделению позволяет сформировать переплату по налогу на прибыль именно по данному обособленному подразделению и обеспечить возврат (в соответствии со статьями 78 и 79 НК РФ) излишне уплаченных авансовых платежей с минимальными административными и временными издержками.

Представление только лишь информации в составе декларации в отношении головной организации (Приложение N 5 к Листу 02) не позволяет сформировать переплату по обособленному подразделению, что не обеспечивает достоверное отражение итогового финансового результата по окончании налогового периода (календарный год), в котором обособленное подразделение осуществляло свою деятельность.

Обязанность по заполнению и представлению декларации по налогу на прибыль организации в отношении закрытого обособленного подразделения не является дополнительным обременением налогоплательщика и направлена на поддержание баланса публичных и частных интересов, следовательно, оспариваемая норма не создает, вопреки мнению Общества, дополнительной обязанности налогоплательщика, не предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации, поскольку исходит из его положений, в частности пункта 1 статьи 80 и пункта 1 статьи 289 Кодекса, а значит, пункт 2.7 Порядка не вступает в противоречие с указанными положениями законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, обязанность по заполнению и представлению декларации по закрытому обособленному подразделению не является несоразмерно обременительной и не нарушает баланс публичных и частных интересов.

Порядок в оспариваемой части соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации и не возлагает на налогоплательщиков дополнительных обязанностей, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также не препятствует реализации прав налогоплательщиков.


Рубрики:

Новости

Что изменилось в налогах?

Основные средства и капвложения

Советуем прочитать

Обособленное подразделение организации
Любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

💁Обсудить

Телеграм →

ВКонтакте →