Имеет ли право налоговая проверять расходы, если налогоплательщик применяет УСН (6%)?


Ответ

В общем случае налоговая инспекция не вправе требовать документы, подтверждающие расходы налогоплательщика, который применяет УСН с объектом обложения Доходы (6%).

На есть несколько случаев, когда запрашивать такие документы налоговая инспекция вправе

Обоснование

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков документы, подтверждающие правильность исчисления налогов. Налогоплательщики, применяющие Упрощенную систему налогообложения с объектом обложения Доходы, исчисляют налог с суммы полученных доходов. Расходы, в общем случае, на сумму налога не влияют.

Поэтому, в общем случае налоговая инспекция не вправе требовать документы, подтверждающие расходы налогоплательщика.

Такой же вывод сделан в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19.10.2009 N А32-4454/2009-3/50. Суд указал, что, так как налогоплательщик применяет УСН с объектом налогообложения в виде доходов, у него отсутствует обязанность вести учет расходных операций и представлять их подтверждающие первичные документы.

Тот же вывод в Письмах Минфина РФ от 16.06.2010 N 03-11-11/169, от 20.10.2009 N 03-11-09/353, от 15.08.2008 N 03-11-04/2/118.

Но есть случаи, когда расходы влияют на сумму налога УСН 6% или иных налогов.

I) ФНС РФ утвердила Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н. Пунктом 2.5 Порядка заполнения книги устанавливается порядок отражения в книге расходов налогоплательщика. Расходы отражаются налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, обязаны отражать только следующие расходы:

- фактически осуществленные расходы, предусмотренные условиями получения выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти;

- фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

II) Если налогоплательщик осуществляет расходы, предусмотренные п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, и уменьшает на них сумму единого налога, такие расходы должны быть документально подтверждены и налоговые органы при осуществлении налогового контроля вправе их истребовать.

Такой вывод делает Минфин РФ в своем письме от 01.09.2006 N 03-11-04/2/181.

Пункт 3.1 ст. 346.21 НК РФ позволяет уменьшить сумму расходов УСН на суммы:

1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

III) Кассовые операции

Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У утвержден Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства. Требования этого документа распространяются на все организации, осуществляющие операции с наличными денежными средствами.

Если налогоплательщик, к примеру, выдал средства в подотчет своему работнику, то работник должен отчитаться о понесенных расходах, а налоговый орган вправе проверить этот отчет. При отсутствии такого отчета налоговый орган может включить в доход такого работника сумму полученных подотчетных средств.

Письмо УФНС РФ по г. Москве от 20.01.2009 N 19-11/003082 указывает, что налогоплательщик на УСН (6%) должен подтверждать расходы по кассовым операциям.

IV) Расходы, по которым налогоплательщик выступает налоговым агентом

В некоторых случаях налогоплательщик может выступать налоговым агентом по понесенным расходам. Налоговый орган вправе проверить такие расходы на предмет исполнения обязанности налогового агента.

Если, к примеру, налогоплательщик выплачивает вознаграждение физическим лицам (не ИП) по договорам гражданско-правового характера, то он выступает налоговым агентом по НДФЛ по таким выплатам и налоговый орган вправе проверить такой расход.

Другой пример - налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги) у иностранной организации, не стоящей на учете в российских налоговых органах. В этом случае налогоплательщик должен удержать и перечислить в бюджет НДС, несмотря на то, что сам он плательщиком НДС не признается (ст. 161 НК РФ).

13.05.2017

Дополнительно

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Индивидуальные предприниматели

Обсуждение

Следите за новостями


@Налогово-правовой словарь Taxslov.ru

Яндекс.Метрика