Об итогах работы с налоговыми долгами и планах ФНС рассказал заместитель руководителя службы

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС РФ) Константин Николаевич Чекмышев рассказал об итогах работы с налоговыми долгами и планах ФНС в интервью для журнала «Налоговая политика и практика», № 11/2020.

О налоговой недоимке:

Ситуацию с долгом отражает международный индекс DTI (от англ. debt-to-income — отношение долга к поступлениям). Сегодня он самый низкий за всю историю наблюдений — чуть более 6%. Для лучшего понимания, как работает этот индекс: если бы DTI находился на уровне двухлетней давности (9,2 %), то сумма долга была бы почти на 900 млрд руб. больше.

О планах ФНС распространить возможность уплаты единого налогового платежа на организации и ИП (сегодня такая возможность есть только у физических лиц):

В такой ситуации важен только один платежный реквизит — ИНН. Код бюджетной классификации (КБК) является единым для всей страны. То есть исключается необходимость выбора вариантов заполнения остальных 11 реквизитов, в которых можно совершить ошибку. Например, не нужно будет выбирать ОКТМО из 22,5 тыс. вариантов, КБК — из 1,7 тыс., определять нужный счет казначейства, налоговый орган и его реквизиты. Автоматизированная система налоговых органов сама найдет необходимое к погашению обязательство, где бы оно ни существовало.

Предложенное решение позволит сократить транзакционные издержки при ведении бизнеса. При исполнении обязательств с помощью ЕНП налог не может не попасть на нужный счет бюджета. Также ЕНП поможет автоматически погасить уже имеющийся долг.

О работе с незаконными схемами налоговой оптимизации:

У нас уже наработана практика по традиционным схемам. Например, схема «феникс», когда старое юридическое лицо с долгами бросается, а бизнес «возрождается» в новом юридическом лице. Тогда мы применяем правила взыскания убытков с зависимых лиц, субсидиарную ответственность.

На пресечение преднамеренного и контролируемого банкротства направлены такие меры, как оспаривание сделок, субсидиарная ответственность, а также предотвращение заведомо убыточной деятельности и контроль за аффилированными лицами.

На уровне Верховного Суда РФ сформирована практика по преодолению схемы «центр прибыли — центр убытков», привлечению к ответственности теневых бенефициаров. Мы добились и нового подхода к стандартам доказывания, когда признаки неправомерных действий должны найти ответ в виде объяснения разумности экономической деятельности со стороны контролирующих лиц. Совершенствуется практика противодействия возложения обязанности уплаты НДС на заведомо неплатежеспособного контрагента-банкрота с получением права на вычет неуплаченного налога выгодоприобретателем схемы.

В результате нам удалось добиться того, что поступления в бюджет от казалось бы бесперспективной процедуры банкротства теперь превышают 130 млрд в год. Это почти в 5 раз больше, чем в 2015 году.

Ссылка на интервью с Константином Чекмышевым:

https://www.nalog.ru/rn77/news/smi/10198743/ (Константин Чекмышев: Работа с долгом становится адресной и предсказуемой как для налогового органа, так и для должника)


Рубрики:

Налоговый контроль

Налоговое планирование

Советуем прочитать

Единый налоговый платеж физического лица
Денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком - физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.
Недоимка
Сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя
Процедура признания физического лица, зарегистрированного как индивидуальный предприниматель, банкротом.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица
Признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.