Телеграм   Вконтакте

Фактическое наличие объектов инвентаризации

Фактическое наличие объектов инвентаризации — действительное существование объектов инвентаризации, их состояние и обоснованность нахождения у экономического субъекта.

Инвентаризация активов и обязательств представляет собой процедуру выявления их фактического наличия, в сопоставлении с данными регистров бухгалтерского учета.

Инвентаризация активов и обязательств в бухгалтерском учете регулируется Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» (утв. Приказом Минфина России от 13.01.2023 N 4н).

Термин "фактическое наличие объектов инвентаризации" определен в Информационном сообщении Минфина России от 12.04.2023 N ИС-учет-44 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии»:

Фактическое наличие объектов инвентаризации — действительное существование объектов инвентаризации, их состояние и обоснованность нахождения у экономического субъекта.


ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация», "Требования к инвентаризации", определяет:

3. При проведении инвентаризации фактическое наличие должно выявляться по всем активам и обязательствам, являющимся объектами этой инвентаризации. Фактическое наличие активов и обязательств должно выявляться путем установления их действительного существования, оценки их состояния и обоснованности нахождения у экономического субъекта.

4. Фактическое наличие объектов инвентаризации должно определяться:

а) путем подсчета, взвешивания, обмера, осмотра, если иное не установлено Стандартом в отношении активов, объектов бухгалтерского учета, которые согласно федеральным стандартам бухгалтерского учета не учитываются в составе активов, но подлежат отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности, имущества, не учтенного экономическим субъектом. В случае, когда применение способов выявления фактического наличия отдельных видов активов, предусмотренных Стандартом, невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов выявления фактического наличия объектов таких активов, обеспечивающих реализацию цели инвентаризации (в том числе видео-, фотофиксация);

б) путем проверки документов, выполнения расчетов в отношении активов, относящихся к нематериальным активам и капитальным вложениям в них, денежным средствам на счетах в кредитных и иных организациях, финансовым вложениям, дебиторской задолженности, и иных аналогичных активов, обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств, источников финансирования деятельности экономического субъекта, объектов бухгалтерского учета, которые согласно федеральным стандартам бухгалтерского учета не учитываются в составе обязательств, но подлежат отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности, имущественных прав и обязательств, не учтенных экономическим субъектом.

5. Сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации, сопоставление их с данными регистров бухгалтерского учета, результаты инвентаризации подлежат оформлению документами (в частности, инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости) (далее - документы инвентаризации). Допускается применение документов, в которых объединены показатели документов, содержащих сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации, и документов, содержащих результаты инвентаризации.

6. Документы инвентаризации составляются, хранятся и исправляются в соответствии с требованиями, установленными для первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2022, N 50, ст. 8792) (далее - Федеральный закон "О бухгалтерском учете") и Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 62н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2021 г., регистрационный N 63814) <2> с учетом положений Стандарта.

--------------------------------

<2> С изменением, внесенным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 224н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2022 г., регистрационный N 67044).

 

7. Для проведения инвентаризации должны быть созданы условия, обеспечивающие полное и точное выявление фактического наличия объектов инвентаризации (в частности, обеспечение работниками, исправными техническими и транспортными средствами, средствами связи и коммуникаций, весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

8. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета (далее - результаты инвентаризации) подлежат отражению в бухгалтерском учете экономического субъекта.


Рубрики:

Справочник по бухучету

Советуем прочитать

Инвентаризация активов и обязательств
Процедура выявления фактического наличия активов и обязательств, в сопоставлении с данными регистров бухгалтерского учета.
Документооборот в бухгалтерском учете
Движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, помещения в архив).
Документы бухгалтерского учета
Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.
Оправдательный документ
Содержащий информацию о факте хозяйственной жизни документ, на основании которого в первичный учетный документ включаются обязательные реквизиты. Примерами оправдательных документов являются: договор, кассовый чек, квитанция об оплате, судебный акт, торговый товарный счет.
Первичные учетные документы
Документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни организации. К первичным учетным документам относятся накладные, составляемые при передаче товара от одного лица другому, счета, на основании которых проводится оплата, путевые листы на автотранспорт и т.д.
Регистры бухгалтерского учета
Документы, формируемые организацией, которые обобщают данные учета первичных документов.