Телеграм   Вконтакте

Адрес массовой регистрации

Адрес массовой регистрации — адрес по которому зарегистрировано большое количество налогоплательщиков.

Разъяснение

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) определяет, что в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Некоторые организации регистрируются по формальному адресу, предоставляемому владельцем помещения, а фактически там не располагаются.

Иногда владельцы помещения регистрируют в одном и том же помещении многих налогоплательщиков. Такой адрес и называется Адресом массовой регистрации. Налоговые органы считают, что если налогоплательщик зарегистрирован по адресу массовой регистрации, то это один из признаков, что налогоплательщик может получать необоснованную налоговую выгоду. Такой вывод налоговиков связан с тем, что понятно, что по адресу массовой регистрации сам налогоплательщик вряд-ли находится - это только формальное место регистрации.

Налоговики считают, что налогоплательщик зарегистрирован по адресу массовой регистрации, если по этому адресу зарегистрировано 10 и более компаний (Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@[ 1 ]).

ФНС отметила, что на 01.09.2017 около 530 тысяч компаний обладало признаком «массовый адрес», в отношении четверти этих компаний внесены записи о недостоверности сведений об адресе[ 2 ].

До 1 августа 2016 массовым адресом считался адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, более чем пятидесяти юридическими лицами (Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14127@ "О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности").

 

Налоговики рекомендуют проверять контрагентов на то, не зарегистрированы ли они по адресу массовой регистрации. И если да, то считать это одним из опасных признаков (см. Налоговая ответственность за контрагента).

Например, в Письме ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84 указывается:

"Под "фирмой-однодневкой" в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д."

"Для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса "массовой" регистрации, характерные, как правило, для "фирм-однодневок"), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица."

Следует отметить, что сам по себе факт регистрации налогоплательщика по адресу массовой регистрации не влечет какой-либо ответственности. Это только признак, на который обращает внимание налоговый орган и рекомендует обращать внимание налогоплательщиков. Встречаются ситуации, когда налогоплательщик зарегистрирован по адресу массовой регистрации, но не является однодневкой или нарушителем налогового законодательства. Но, налоговые органы могут выявить, что сведения об адресе организации недостоверные (она не находится по этому адресу) и внести запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Так как реестр адресов массовой регистрации открытый, то массовость адреса может быть и причиной проблем с контрагентами.

Как проверить адрес массовой регистрации?

ФНС РФ разработало бесплатный сервис, через который можно проверить является ли конкретный адрес адресом массовой регистрации:

🌎

— Выберите "Адреса нескольких ЮЛ".

— Укажите Адрес.

— Укажите Субъект Российской Федерации, в котором находится проверяемый адрес.

На заданный запрос сервис выдает Количество организаций, зарегистрированных по указанному адресу. Можно также увидеть данные по организациям, зарегистрированным по указанному адресу (название организаций, ИНН).

Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@ "О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности"

(извлечения)

В целях повышения эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы по проверке достоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 4 Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@ (далее - Основания и Порядок), основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

О недостоверности указанных сведений может свидетельствовать, в частности, следующее:

— лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых в значительном количестве иных юридических лиц;

— участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц;

— адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом значительного количества иных юридических лиц;

лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, имеется информация о его смерти.

В этой связи Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации поручается:

1. Ежемесячно проводить работу по выявлению юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года, и обладающих одним из следующих признаков:

— лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, выступает в качестве таковых более чем в пяти юридических лицах;

— участники юридического лица являются таковыми более чем в десяти юридических лицах;

— адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом более чем десяти юридических лиц;

— наличие информации о вступлении в силу постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

— наличие информации о смерти лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;

— управляющая организация является таковой более чем в двадцати юридических лицах.

Указанную в настоящем пункте информацию необходимо доводить до сведения регистрирующих органов не позднее последнего числа календарного месяца.

2. Обеспечить незамедлительное проведение регистрирующими органами (после получения указанной в пункте 1 настоящего письма информации) мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а именно: изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем, получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки, получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки, проведение осмотра объектов недвижимости и привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

При этом получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки, получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки, проведение осмотра объектов недвижимости и привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки могут проводиться по поручению регистрирующего органа иными территориальными органами Федеральной налоговой службы. При этом необходимость направления поручения определяется регистрирующим органом.

В силу пункта 14 Оснований и Порядка осмотр объекта недвижимости проводится территориальным органом Федеральным налоговой службы, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости. Указанный осмотр проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, отражающий результаты осмотра, который подписывается должностным лицом территориального органа Федеральной налоговой службы, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в протоколе осмотра делается отметка.

При этом необходимо учитывать, что законодательство Российской Федерации не устанавливает форму соответствующего протокола, в связи с чем при проведении осмотра объекта недвижимости может использоваться форма протокола, приведенная в приложении 1 к настоящему письму.

В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица и о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

3. Ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Управление регистрации и учета налогоплательщиков Федеральной налоговой службы сведения о результатах проведенных мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным, по форме, согласно приложению 2 к настоящему письму.

Сведения формируются нарастающим итогом, начиная с сентября 2016 года. В дальнейшем - с начала следующего календарного года.

 

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Д.Ю.ГРИГОРЕНКО


Примечания

1) Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@ отменено Письмом ФНС России от 01.04.2020 N КВ-4-14/5543. В то же время, сам подход продолжает использоваться налоговыми органами.

2)


Рубрики:

Налоговый контроль

Налоговый справочник

Советуем прочитать

Массовый учредитель — физическое лицо, которое является учредителем в большом количестве организаций.

Массовый директор — физическое лицо, которое является единоличным исполнительным органом в большом количестве организаций.

Налоговая ответственность за контрагента — налогоплательщик может нести налоговую ответственность за своих контрагентов. Это происходит в случае, если налогоплательщик заключил договор с фирмой-однодневкой и не проявил должную осмотрительность при выборе контрагента.

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.