Телеграм   Вконтакте

Налоговый риск

Налоговый риск — риск возникновения неблагоприятных налоговых последствий в виде: доначислений сумм налогов, штрафов и пени; возникновения спора с налоговым органом; проведения налоговой проверки.

"Налоговый риск" на английском языке — Tax risk.

Комментарий

Налоговые риски часто встречаются в практической деятельности. Избежать их можно постоянно переплачивая налоги, но этот путь мало кто считает приемлемым. Существует негласное правило, чем ниже налоговая нагрузка, тем выше налоговый риск.

Законодательство определяет, что правила исчисления налогов должны быть сформулированы четко и ясно. Так, пункты 6 и 7 статьи 3 "Основные начала законодательства о налогах и сборах" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определяют:

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Но на практике этот важный принцип иногда нарушается и в законодательстве встречаются нормы, которые приводят к неясностям толкования правил исчисления и уплаты налогов.

Пример

Законодательство устанавливает льготу по налогу на имущество организаций для объектов основных средств, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. Такие объекты ОС освобождаются от налога в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (п. 21 ст. 381 НК РФ).

До 2018 года считалось, что эта льгота распространяется и на нежилые здания, имеющие высокий класс энергетической эффективности. Контролирующие органы подтверждали возможность применения льготы по нежилым зданиям (например, Письмо ФНС России от 03.02.2017 N БС-4-21/1991) и многие налогоплательщики применяли ее.

В 2018 году сформировалась отрицательная судебная практика, исходя из которой следовало, что льгота по налогу на имущество не распространяется на нежилые здания, имеющие высокий класс энергетической эффективности (Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2018 N 305-КГ18-501 по делу N А41-90181/2016, Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2018 N 309-КГ18-5076 по делу N А60-7484/2017). В результате, налогоплательщики, воспользовавшиеся льготой вынуждены были доплатить налог с суммой пени, а иногда и со штрафами.

Основные причины налоговых рисков:

1) Спорные ситуации (неясности законодательства)

2) В связи с пределами прав налогоплательщика (необоснованная налоговая выгода)

Статья 54.1. «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» НК РФ определяет границы допустимых средств снижения налоговой нагрузки. Если налогоплательщик переступает за установленные границы, то такое снижение налоговой нагрузки считается недопустимым.

Так, можно выделить следующие группы рисковых ситуаций, в связи со ст. 54.1. НК РФ:

— фиктивные сделки (сделки, которые фактически не совершались и существуют только на бумаге);

— сделки без деловой цели (сделки, основной целью которых является уменьшение налога);

— отражение операций в учете не в соответствии с их экономической сутью, когда юридическая форма и экономическая суть операции отличаются (нарушение приоритета экономической сути перед формой);

— заключение договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

— иные формы искажения учета операций.

3) Контролируемые сделки

Если у налогоплательщика имеются, так называемые, контролируемые сделки (регулируются разделом V.I НК РФ), то налоговый орган вправе провести контроль на соответствие рыночной цены таких сделок, для целей налогообложения.  Правила такого контроля довольно сложны и контролируемые сделки, обычно приводят к налоговым рискам.

4) Запущенный учет и недостатки документального оформления

Если учет налогоплательщика запущен, используется неэффективная система внутреннего контроля в части налогового учета, то это также может стать источником налоговых рисков. В таком случае велик риск совершения ошибок в налоговом учете, что приведет к налоговым доначислениям.

Налоговые риски могут быть связаны и с недостатками документального оформления. К примеру, ошибки в счете-фактуре могут привести к отказу в вычете НДС у покупателя.

 

Налоговые риски можно разделить на следующие виды:

— Риск проигрыша спора (на стадии досудебного урегулирования или в суде);

— Риск назначения налоговой проверки (ФНС России применяет риск-ориентированный подход при налоговом контроле).

— Риск возникновения спора;

 

В практической деятельности возникает потребность определить уровень риска (вероятность наступления неблагоприятного события). Такая оценка, как правило, имеет оценочный характер. Я рекомендую использовать шкалу из трех уровней риска:

Высокий — когда неблагоприятные события наступят более вероятно, чем нет,

Средний — когда вероятность наступления неблагоприятного события примерно 50 на 50.

Низкий — когда вероятность наступления неблагоприятного события незначительная.

 

Оценка уровня налогового риска может проводиться на основе анализа:

— Норм законодательства (прежде всего, налогового);

— Позиции проверяющих органов, выраженной в виде писем Минфина РФ и ФНС РФ;

— Судебных решений;

— Налогового учета налогоплательщика.

 

Так, к примеру, если письма Минфина РФ разъясняют, что налог платить нужно, но позиция Верховного суда РФ (выраженная в постановлениях Президиума или Пленума) обратная, то риск возникновения спора — высокий, но риск проигрыша в суде — низкий.

 

Значение правильной оценки уровня налоговых рисков еще и в том, что по высоким налоговым рискам организации должны формировать оценочные обязательства (Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010), утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н).

Анализ и снижение налоговых рисков

Рекомендуется регулярно проводить анализ налоговых рисков. Возможная форма отчета по итогам такого анализа, приведена ниже:

Анализ налоговых рисков

Налогоплательщик ___________________

По состоянию на ______________

Риск Анализ риска Сумма риска Оценка риска Мероприятия по снижению риска
         

Руководитель подразделения _____________________

Исполнитель: ______________________

 

В указанной выше форме:

Риск – приводится краткое описание риска

Анализ риска – анализируются аргументы за и против – нормативные акты, судебная практика, разъясняющие письма контролирующих органов, мнения экспертов

Сумма риска – указываются сведения о стоимости риска для налогоплательщика – сумма расхода, вычета, льготы, которая является рисковой, а также сумма налога, штрафов и пени, которые могут быть наложены на налогоплательщика в случае разрешения спора не в пользу налогоплательщика.

Оценка риска – вероятность разрешения спора не в пользу налогоплательщика. Производится экспертным путем, на основании анализа риска. Рекомендуется использовать три градации: Высокий (риск разрешения спора не в пользу налогоплательщика высокий), Средний, Низкий.

Мероприятия по снижению риска – указываются мероприятия, которые позволяют снизить риск (подготовка дополнительных документов, изменение бизнес-процесса и т.д.). На основании мероприятий по снижению риска формируется план действий по снижению рисков, в котором определяются сроки таких мероприятий и ответственные лица.

Налоговые риски: как выявлять и снижать (книга Джаарбекова С.М.)

С налоговыми рисками сталкивается практически каждый налогоплательщик. В законодательстве довольно много неясностей, которые являются одной из причин налоговых рисков. Важно своевременно выявлять и проводить мероприятия по снижению налоговых рисков.

Читать дальше >>


Рубрики:

Налоговые риски

Налоговый контроль

Налоговый справочник

Советуем прочитать

Критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками

Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"

Риск-ориентированный подход при налоговом контроле

Налоговое планирование

Налоговая выгода

Налоговая нагрузка

Внешние ссылки

Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (nalog.ru)

Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (nalog.ru)