Телеграм   Вконтакте

Суд: покупатель не обязан компенсировать продавцу транспортный налог, если не зарегистрировал транспортное средство в ГАИ.

Станислав Джаарбеков, налоговый консультант

Суд указал, что покупатель, который приобрел транспортное средство, но не зарегистрировал его в ГАИ, не обязан компенсировать продавцу уплачиваемый тем транспортный налог (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.01.2024 № Ф03-5944/2023 по делу N А73-4941/2023, ООО "Управляющая компания предприятие водо-электроснабжения и канализации" против ООО "Мэйкю").

Продавец, по договору купли-продажи транспортного средства, продал покупателю автомобиль марки МАЗ-5549, 1990 года изготовления. Покупатель принял автомобиль и документы на него по акту формы ОС-1, но не обратился с заявлением о регистрации транспортного средства, в связи со сменой его владельца в ГАИ.

Продавец в течение 4-х лет получал от налоговиков требование об уплате транспортного налога и уплачивал его.

Продавец обратился к покупателю с требованием возместить ему сумму транспортного налога и после отказа последнего обратился в арбитражный суд.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требования покупателя, указав, что транспортный налог уплачивает лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство (ст. 357 НК РФ), у продавца была возможность снять его с регистрационного учета, чем он не воспользовался.

Так, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.01.2024 № Ф03-5944/2023 по делу N А73-4941/2023 отмечено:

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прежний владелец транспортного средства имеет право обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекращении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства.

Конституционный Суд РФ в определении от 24.04.2018 N 1069-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Косаревой Елены Александровны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 357, пунктом 1 статьи 358 и пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации" отметил, что федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362).

При этом Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21.12.2019 N 950), предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 133).

Такое регулирование предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.

Согласно пункту 57 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764, определено, что прекращение государственного учета транспортного средства в случае его отчуждения осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем.

В пункте 60.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605 (действовавшего в период заключения договора купли-продажи между сторонами), в качестве основания прекращения регистрации транспортного средства также предусматривалось заявление прежнего владельца транспортного средства.

В силу части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Исходя из общих правил доказывания, коррелирующих с принципом состязательности и равноправия сторон (статьи 9, 65 АПК РФ), каждая сторона представляет доказательства в подтверждение своих требований и возражений.

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71, 168 АПК РФ).

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ суды установили, что налоговый орган уведомил истца о снятии автомобиля с регистрационного учета - 27.10.2022 (письмо N 24-20/32864@ от 18.11.2022) и прекращении с 2023 года начисления транспортного налога на проданный автомобиль. Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о принятии истцом в спорный период мер по снятию транспортных средств с регистрационного учета в связи с заключением договоров купли-продажи от 28.01.2014, не представлено.

Выявленная в ходе рассмотрения дела совокупность обстоятельств обусловила вывод судов о том, что истец сам своим бездействием создал условия, при которых оставался плательщиком транспортного налога до снятия транспортного средства с учета (за 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 гг.), а бездействие нового собственника, выразившееся в неисполнении обязанности по регистрации транспортных средств на свое имя, не может расцениваться как бездействие, которым применительно к статье 15 ГК РФ нарушено право истца и которое влечет обязанность по возмещению последнему законно начисленного и уплаченного налога.


Близкий вывод был сделан в Постановлении АС Волго-Вятского округа от 15.05.2023 № Ф01-1641/2023 по делу N А43-15523/2022 (ООО "СП "Автобан" против ООО "Вариант-Д"), в котором рассматривался вопрос о компенсации транспортного налога продавцу двух грузовых самосвалов, которые покупатель не поставил на регистрационный учет. Суды трех инстанций также не поддержали продавца.


Рубрики:

Статьи (налоги, учет)

Что изменилось в налогах?

Основные средства и капвложения (статьи – налоги, учет)

Основные средства и капвложения

Судебная практика по налогам

Советуем прочитать

Транспортный налог
Региональный налог, уплачиваемый лицами, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

🗩ТелеграмВКонтакте