Учетная политика


Учетная политика - документ, в котором организация определяет способы учета (бухгалтерского, налогового).

Термин «учетная политика» на английском языке - accounting policy.

Комментарий

Учетная политика это документ, который описывает самые важные вопросы организации бухгалтерского или налогового учета организации, выбранные способы учета (когда законодательство предоставляет право выбора из нескольких вариантов). Учетная политика разрабатывается и утверждается самим налогоплательщиком. Учетная политика утверждается на следующий календарный год до его начала.  

Формируя учетную политику, налогоплательщик может достигать определенных целей.  

Для бухгалтерского учета могут быть избраны следующие цели: 

- Отражение в отчетности максимальной прибыли

В этом случае, следует избрать способы учета, которые позволяют расходы признавать как можно позже.

Этот подход наиболее выгоден акционерам, так как он «показывает» наибольшую прибыль. Такую стратегию часто выбирают публичные компании, где менеджеры ответственны перед акционерами за прибыль и, соответственно, дивиденды.  

- Консервативный подход, при котором формируется минимальная прибыль

В этом случае, следует избрать способы учета, которые позволяют расходы признавать как можно раньше.

Этот подход нередко используют частные компании, для которых важно реальное положение дел в компании и консервативный подход к своим финансовым результатам.  

По налогу на прибыль организаций также могут ставиться определенные цели.

Если налогоплательщик прибыльный, то можно добиваться цели минимизации налогооблагаемой прибыли. В этом случае, следует избрать способы учета, которые позволяют расходы признавать как можно раньше.  

Если налогоплательщик убыточный, то может избираться противоположная стратегия – минимизация убытка. В этом случае, следует избрать способы учета, которые позволяют расходы признавать как можно позже.

Налоговый кодекс позволяет переносить убытки, полученные в текущем году на следующие налоговые периоды (ст. 283 НК РФ). В то же время, налоговые убытки организации являются одним из критериев, по которым налоговые органы включают предприятие в списки на налоговые проверки (Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Поэтому большинство организаций стараются не допускать налоговых убытков.   

По другим налогам также могут избираться аналогичные стратегии.  

Если у организации имеются обособленные подразделения (филиалы, представительства), то учетная политика должна быть одна на всю организацию и применяться всеми обособленными подразделениями. Это правило применяется как в бухгалтерском учете так и в налогообложении. 

Если организация входит в группу компаний, связанных между собой через уставные капиталы (холдинг), то по налогообложению каждая организация должна иметь свою самостоятельную учетную политику и эти учетные политики могут отличаться друг от друга. Так, например, для прибыльных налогоплательщиков группы могут применяться одни способы учета, а для инвестиционных, убыточных - другие.

Для бухгалтерского учета, в этом случае, требуется иметь единую учетную политику для всей группы. Это требование оправдано, так как группы компаний представляют консолидированную отчетность, с учетом данных всей группы компаний. Если учетные политики будут отличаться, то и отчетность не будет достоверной из-за несопоставимости данных в отдельных организациях группы. 

Далее рассмотрим установленные основные требования к учетной политике и предусмотренные способы, из которых может осуществляться выбор налогоплательщиком.  

Бухгалтерский учет

Налог на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налог на добычу полезных ископаемых

Бухгалтерский учет

- Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н).

 

Изменение учетной политики в бухгалтерском учете:

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"):

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете изменений в учетной политике. В случае, если изменения в учетной политике вызваны изменением в нормативных актах, то такие изменения отражаются в учете так, как предписано в этих нормативных актах (п. 14). Если же нормативными актами порядок отражения в учете не предписан, или изменения в учетной политике вызваны другими причинами (причина 2 и 3, см. выше), то изменения в учетную политику отражаются в бухгалтерском учете ретроспективно.

Суть ретроспективного отражения изменений учетной политики в том, что исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида (п. 15).

Понятно, что ретроспективное отражение изменений учетной политики довольно трудоемко и, во многих случаях, ставит крест на попытках изменить способ учета.

Пункт 15 ПБУ 1 указывает, что в случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

Это своего рода "лазейка" не применять ретроспективное отражение в учете изменений учетной политики в слишком трудоемких случаях.

 

Способы бухгалтерского учета, отражаемые в учетной политике:

- Применение упрощенных способов бухгалтерского учета

Применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета предоставляет право применения кассового метода учета доходов и расходов, сокращения синтетических счетов, не применять некоторые ПБУ и т.д.. Кроме того, при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета бухгалтерская отчетность также может составляться в упрощенном виде.

Кто имеет право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Перечень лиц, имеющих право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность определены в ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты (п. 4 ст. 6):

1) субъекты малого предпринимательства;

Подробнее: Малые предприятия, Средние предприятия, Микропредприятия

2) некоммерческие организации (за некоторым исключением);

Подробнее: Некоммерческие организации

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

 

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты (п. 5 ст. 6 Закона 402-ФЗ):

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации

Комментарий - например, обязательному аудиту подлежит организация, если объем выручки за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (подробнее - );

2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

4) микрофинансовые организации;

5) организации государственного сектора;

6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

7) коллегии адвокатов;

8) адвокатские бюро;

9) юридические консультации;

10) адвокатские палаты;

11) нотариальные палаты;

12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Подробнее: Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

- Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные для основных средств и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н), см. Лимит стоимости основных средств.

Учетной политикой в бухгалтерском учете организация вправе установить лимит стоимости основных средств в установленном законодательством размере (40 тыс. рублей) или уменьшить его. Повысить этот лимит не разрешается. Устанавливать лимит в меньшей, чем установлено законодательством, сумме, как правило, не имеет практического смысла. Дело в том, что в этом случае возникнет разница между бухгалтерским и налоговым учетом малоценных основных средств (в налоговом учете установленный лимит не может быть изменен налогоплательщиком). Кроме того, в результате уменьшения лимита большее количество активов будет признаваться основными средствами и, соответственно, включаться в базу по налогу на имущество (налогом на имущество облагается стоимость основных средств по данным бухгалтерского учета).

 

- Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов (см. Амортизация):

- линейный способ (см. Линейный метод амортизации);

- способ уменьшаемого остатка (см. Способы амортизации);

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (см. Способы амортизации);

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (см. Способы амортизации).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу (п. 18 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н).

 

Выбор способа амортизации нематериальных активов*:

- линейный способ (см. Линейный метод амортизации);

- способ уменьшаемого остатка (см. Способы амортизации);

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (см. Способы амортизации).

П. 28 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н 

*Амортизация начисляется по нематериальным активам с определенным сроком полезного использования. По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется (п. 23 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)).

 

- При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) (п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н).

см. Способы списания (по стоимости единицы, по средней стоимости, ФИФО, ЛИФО)

 

- При выбытии актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, его стоимость определяется исходя из оценки, определяемой одним из следующих способов:

- по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;

- по средней первоначальной стоимости;

- по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО) (п. 26 Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 N 126н).

см. Способы списания (по стоимости единицы, по средней стоимости, ФИФО, ЛИФО)

 

- Распределение косвенных расходов на договоры строительного подряда (Подрядчик)

Косвенные расходы по договору включаются в расходы по каждому договору путем распределения общих расходов организации на исполнение договоров. Способы распределения между договорами косвенных расходов определяются организацией самостоятельно (например, путем расчетов с использованием сметных норм и расценок, отражающих современный уровень производственных, технологических и организационных нормативов в строительстве) и применяются систематически и последовательно.

П. 13 Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008), утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н

 

Налог на прибыль организаций

- Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (абз. 5 ст. 313 НК РФ).

  

- Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ).

 

Изменения учетной политики по налогу на прибыль:

Изменение учетной политики осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства (ст. 313 НК РФ).

Таким образом, изменения учетной политики по налогу на прибыль в общем случае применяются с начала календарного года (налогового периода). В налоговом учете не устанавливается правила о ретроспективном отражении изменений в учетную политику (ретроспективный порядок применяется для изменений учетной политике по бухгалтерскому учету).

В то же время, неопределенности в случае изменения учетной политики могут быть. Так, если, к примеру, налогоплательщик сократил перечень прямых расходов в налоговом учете, то возникает вопрос, - сумму тех расходов на начало года, которая ранее считалась прямыми, а по новой учетной политике косвенными, можно списать на расходы единовременно на начало года или же их нужно списывать в ином порядке?

  НК РФ не дает ответа на этот вопрос. К сожалению, НК РФ не регулирует такие "переходные" вопросы учетной политики.

Способы налогового учета, отражаемые в учетной политике:

- При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

- метод оценки по стоимости единицы запасов;

- метод оценки по средней стоимости;

- метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

- метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО) (п. 8 ст. 254 НК РФ, с 1 января 2015 года отменен).

см. Способы списания (по стоимости единицы, по средней стоимости, ФИФО, ЛИФО)

 

- Статья 268 НК РФ регулирует особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав.

При реализации покупных товаров - на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров:

- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

- по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) - с 1 января 2015 года не применяется;

- по средней стоимости;

- по стоимости единицы товара (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). 

см. Способы списания (по стоимости единицы, по средней стоимости, ФИФО, ЛИФО)

 

- способ учета малоценных инструментов, приспособлений, инвентаря и т.п. (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ)

С 1 января 2015 года налогоплательщики вправе самостоятельно определить порядок признания таких материальных расходов в целях списания стоимости такого имущества, в течение более одного отчетного периода, с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.

К указанным расходам относятся затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом (имеется в виду имущество, стоимостью менее лимита признания актива основным средством).

Изменения, предусматривающие порядок признания таких расходов в течение длительного периода, внесены Федеральным законом от 20.04.2014 N 81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

В бухгалтерском учете такие активы регулируются Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 N 135н (см. Специальная оснастка, Специальный инструмент и специальные приспособления, Специальное оборудование, Специальная одежда).

 

- Налогоплательщики вправе выбрать один из следующих методов начисления амортизации (см. Амортизация):

1) Линейный метод амортизации;

2) Нелинейный метод амортизации.

Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с п. 3 ст. 259 НК РФ) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

 

Амортизационная премия - пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса России предоставляет право включать в состав расходов затраты на капитальные вложения в размере не более 30 % в отношении основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам и не более 10 % в отношении основных средств, относящихся к другим амортизационным группам. НК РФ не требует включать вопрос о применении или неприменении амортизационной премии в учетной политике, но лучше это сделать, так как на этом настаивают налоговые органы и Минфин РФ.

 

- В некоторых случаях допускается применение повышающих или понижающих коэффициентов к норме амортизации. Эти случаи приведены в ст. 259.3 НК РФ (см. Агрессивная среда, Повышенная сменность)

 

- Статья 261 НК РФ регулирует расходы на освоение природных ресурсов. При осуществлении расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения (п. 2 ст. 261 НК РФ).

 

- Статья 262 НК РФ регулирует расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. Если в результате произведенных расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, данные права признаются нематериальными активами, либо по выбору налогоплательщика указанные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения (п. 9 ст. 262 НК РФ).

 

- Статья 264.1 НК РФ регулирует расходы на приобретение права на земельные участки. Такими расходами признаются расходы на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках.

По выбору налогоплательщика сумма расходов на приобретение права на земельные участки признается расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет, либо признается расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 процентов исчисленной налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.

Порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки применяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения (п. 3 ст. 264.1 НК РФ).

 

- Выбор метода признания процентов по заемным обязательствам в налоговом учете (до 1 января 2015 года).

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом признается в размере, указанном в п. 1 ст. 269 НК РФ (Ставка рефинансирования ЦБ РФ * 1,8 по обязательствам в рублях или Ставка рефинансирования ЦБ РФ * 0,8 по обязательствам в иностранной валюте).

Основание – п. 1 ст. 269 НК РФ.

С 1 января 2015 года статья 269 НК РФ изменена. По неконтролируемым сделкам сумма расходов на проценты признаются в сумме фактических затрат (не нормируются).

 

- Статья 266 НК РФ регулирует расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. Налогоплательщик вправе применять этот резерв или нет. В случае применения резерва, НК РФ не требует обязательного указания об этом в учетной политике, но лучше это сделать (на этом настаивают налоговые органы и Минфин РФ).

В бухгалтерском учете организация обязана создавать резерв сомнительных долгов (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н). Соответственно в учетной политике по бухгалтерскому учету его создание описывать не нужно.

 

- Статья 267 регулирует расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

Налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв (п. 2 ст. 267 НК РФ).

Следует отметить, что в бухгалтерском учете организация обязана создавать оценочное обязательство при продаже товаров (работ) на условиях гарантийного обслуживания (Положение по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)", утв. Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 N 167н). Соответственно в учетной политике по бухгалтерскому учету учету его создание описывать не нужно.

см. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

 

- Статья 267.1. НК РФ регулирует расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов

Налогоплательщик на основании программ, разработанных и им утвержденных, самостоятельно принимает решение о создании резерва, что отражается в учетной политике для целей налогообложения (п. 2 ст. 267.1 НК РФ).

 

- Статья 267.2. НК РФ регулирует расходы на формирование резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки

Налогоплательщик на основании разработанных и утвержденных им программ проведения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок самостоятельно принимает решение о создании каждого резерва и отражает это решение в учетной политике для целей налогообложения. Резерв для реализации каждой утвержденной программы может создаваться на срок, на который запланировано проведение соответствующих научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, но не более двух лет. Избранный налогоплательщиком срок создания резерва отражается в учетной политике для целей налогообложения (п. 2 ст. 267.1 НК РФ).

см. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки

 

- Статья 267.3. НК РФ регулирует расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций

Налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании резерва предстоящих расходов и определяет в учетной политике для целей налогообложения виды расходов, в отношении которых создается указанный резерв (п. 2 ст. 267.3 НК РФ).

 

- Убыток от уступки права требования (п. 1 ст. 279 НК)

При уступке продавцом товаров (работ, услуг) права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором убыток для налогообложения не может превышать сумму процентов, которую налогоплательщик уплатил бы исходя из максимальной ставки процента, установленной для соответствующего вида валюты пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ, либо по выбору налогоплательщика исходя из ставки процента, подтвержденной в соответствии с методами, установленными разделом V.1 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором.

Порядок учета убытка должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика.

Применяется с 1 января 2015 - Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ.

 

- Порядок учета ценных бумаг для налога на прибыль.

В случае, если операция с ценными бумагами соответствует критериям операции с финансовыми инструментами срочных сделок, налогоплательщик самостоятельно относит указанную операцию в целях налогообложения к операции с ценными бумагами либо к операции с финансовыми инструментами срочных сделок (п. 1 ст. 280 НК РФ).

 

- Выбор применимого законодательства на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг

Пунктом 3 ст. 280 НК РФ устанавливаются правила признания ценных бумаг обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (налогообложение обращающихся ценных бумаг и необращающихся отличается). Условиями признания ценных бумаг обращающимися являются:
1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
3) если по ним в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка, если это предусмотрено применимым законодательством.

Под применимым законодательством понимается законодательство государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение налогоплательщиком гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги). В случаях невозможности однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг, включая сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем, налогоплательщик вправе самостоятельно установить в своей учетной политике порядок определения применимого законодательства. При этом, если ценные бумаги признаются обращающимися на российском организованном рынке ценных бумаг, под применимым законодательством понимается законодательство Российской Федерации (п. 1 ст. 280 НК РФ).

 

- Выбор порядка формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами профессиональными участники рынка ценных бумаг (включая банки), не осуществляющими дилерскую деятельность (п. 8 ст. 280 НК РФ).

Установлено правило, что налогоплательщики определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Это связано с тем, что убытки от ценных бумаг не могут уменьшать прибыль по другим видам деятельности. Более того, убытки по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке не могут уменьшать прибыль по необращающимся ценным бумагам (и наоборот).
Это правило не распространяется на профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность. Такие налогоплательщики могут учитывать убытки от ценных бумаг в уменьшение прибыли от других видов деятельности.
Для профессиональных участников рынка ценных бумаг (включая банки), не осуществляющих дилерскую деятельность установлено особое правило - в учетной политике они должны выбрать виды ценных бумаг (обращающихся на организованном рынке ценных бумаг или не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг), по операциям с которыми при формировании налоговой базы в доходы и расходы включаются иные доходы и расходы. То есть, налогоплательщик вправе из двух категорий ценных бумаг (обращающиеся и необращающиеся) выбрать ту, по которой финансовый результат будет определяться с учетом иных доходов и расходов.

Пример

Профессиональный участник рынка ценных бумаг не является дилером. Помимо операций с ценными бумагами организация сдает в аренду помещение. Если определить в учетной политике, что по операциям с обращающимися на организованном рынке ценными бумагами учитываются иные доходы и расходы, то финансовый результат от сдачи помещения в аренду будет суммироваться с финансовым результатом от операций с обращающимися на организованном рынке ценными бумагами. При этом финансовый результат от операций с не обращающимися на организованном рынке ценными бумагами будет учитываться отдельно.

 

- При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг (п. 23 ст. 280 НК РФ):

1) по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

2) по стоимости единицы.

см. Способы списания (по стоимости единицы, по средней стоимости, ФИФО, ЛИФО)

 

- Статья 282 НК РФ регулирует особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами.

В случае, если в течение одного дня одновременно осуществлялись сделки по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг, закрытие короткой позиции происходит по итогам этого дня только в случае превышения количества приобретенных ценных бумаг над количеством реализованных ценных бумаг. Налогоплательщик вправе в принятой им учетной политике в целях налогообложения предусмотреть закрытие короткой позиции в течение одного дня с учетом последовательности сделок по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг.

Последовательность закрытия коротких позиций по ценным бумагам одного выпуска (дополнительного выпуска), инвестиционных паев того же паевого инвестиционного фонда определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принятой им учетной политикой в целях налогообложения одним из следующих методов:

- в первую очередь осуществляется закрытие короткой позиции, которая была открыта первой;

- закрытие короткой позиции осуществляется налогоплательщиком по стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции (п. 9 ст. 282 НК РФ).

 

- Статья 288 НК РФ регулирует особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения

В федеральный бюджет налог уплачивается централизованно. Уплата налога (авансовых платежей) в региональный и местный бюджет, производится как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, в целом по налогоплательщику.

При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.  

 

- Статья 301 НК РФ регулирует особенности налогообложения срочных сделок.

Налогоплательщик вправе с учетом требований статьи 301 НК РФ самостоятельно квалифицировать сделку, условия которой предусматривают поставку базисного актива, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения (п. 2 ст. 301 НК РФ).

 

- Статья 307 НК РФ регулирует особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации

При наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению.

В случае, если иностранная организация осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса, или в других аналогичных случаях по согласованию с ФНС РФ, такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно определяет, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет в таком случае, распределяется между отделениями в общем порядке, предусмотренном статьей 288 НК РФ. При этом не учитываются стоимость основных средств и нематериальных активов, а также среднесписочная численность работников (фонд оплаты труда работников), не относящихся к деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации через постоянное представительство.

 

- По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения (ст. 316 НК РФ). Правило о распределении в этом случае доходов установлено п. 2 ст. 271 НК РФ, а расходов п. 1 ст. 272 НК РФ.

Так, налогоплательщик по контракту со сроком начала и окончания работ в разных налоговых периодах (разных календарных годах), определил сумму доходов только по окончании контракта. Судебный орган решил, что в этом случае нужно было доходы распределить между всеми налоговыми периодами срока выполнения работ, в порядке, установленном в учетной политике - Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.04.2009 по делу N А42-4798/2007 (Определением ВАС РФ от 21.07.2009 N ВАС-9004/09 по делу N А42-4798/2007 отказано в пересмотре в порядке надзора).

В другом деле рассматривался вопрос, когда дата начала и окончания работ была в разных налоговых периодах, но договором предусматривалась поэтапная сдача работ. Налоговый орган требовал доходы по этому договору распределить по налоговым периодам, но проиграл в суде (так как предусматривалась поэтапная сдача работ) - Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2007 N Ф04-7506/2006(34257-А81-14) по делу N А81-2028/2006 (Определением ВАС РФ от 10.09.2007 N 10921/07 в пересмотре в порядке надзора отказано).

см. Производство с длительным технологическим циклом

 

- Статья 318 НК РФ определяет, что к прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

- материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;

- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) (п. 1 ст. 318 НК РФ).

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов.

см. Прямые расходы, Косвенные расходы

 

- Статья 319 НК РФ определяет порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей (п. 1 ст. 319 НК РФ).

 

- Статья 320 НК РФ определяет порядок определения расходов по торговым операциям.

Налогоплательщик приобретающий товары вправе определить учетной политикой, учитывать суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика в стоимости товаров или в составе издержек обращения.

В последнем случае сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 2) к стоимости товаров (п. 2);

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

 

- Статьей 321.2 НК РФ предусмотрены особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков

Порядок ведения налогового учета консолидированной группы налогоплательщиков устанавливается в учетной политике для целей налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков (п. 2 ст. 321.2 НК РФ).

 

Статья 324 НК РФ регулирует порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств

Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения(п. 2 ст. 324 НК РФ).

 

Статья 324.1 НК РФ регулирует порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет

Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда (п. 1 ст. 324 НК РФ).

Следует отметить, что в бухгалтерском учете организация обязана создавать оценочное обязательство по неиспользованным отпускам (Положение по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)", утв. Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 N 167н). Соответственно в учетной политике по бухгалтерскому учету учету его создание описывать не нужно.

см. Расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работника

 

- Статьей 325 НК РФ регулируется порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов

В случае, если налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения (п. 1 ст. 325 НК РФ).

 

- Статья 325.1 НК РФ регулирует порядок налогового учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля

При осуществлении таких расходов, относящихся к нескольким участкам недр (в случае невозможности разделения расходов), в целях применения вычета по налогу на добычу полезных ископаемых (ст. 343.1 НК РФ), указанные расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения (п. 3 ст. 325.1 НК РФ).

При этом статья 343.1. НК РФ устанавливает, что изменение учетной политики по этому вопросу допускается не чаще одного раза в пять лет.

Значение коэффициента Кт, рассчитанное в соответствии с ст. 343.1 НК РФ для каждого участка недр, устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике для целей налогообложения. Значение коэффициента Кт не может превышать 0,3 (п. 3 ст. 343.1 НК РФ).

Виды расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, учитываемых при определении налогового вычета, устанавливаются в учетной политике для целей налогообложения (п. 6 ст. 343.1 НК РФ).

 

- Статья 326 НК РФ регулирует порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления

В целях определения доходов (расходов), учитываемых в налоговой базе, налогоплательщик вправе в учетной политике для целей налогообложения предусмотреть возможность осуществления текущей переоценки финансовых инструментов срочных сделок, используемых в целях хеджирования, в зависимости от изменения рыночной цены, рыночной котировки, курса валюты, значения процентной ставки, фондового индекса или иных показателей, характеризующих базисный актив, при условии, что объект хеджирования подлежит переоценке в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. При этом доходы (расходы) в результате такой переоценки определяются на конец отчетного (налогового) периода в зависимости от изменения показателей, определенных в учетной политике для целей налогообложения, по отношению к соответствующим показателям, закрепленным финансовым инструментом срочной сделки.

 

Налог на добавленную стоимость (НДС)

- Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации (п. 12 ст. 167 НК РФ).

 

- Статья 165 НК РФ регулирует порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов. В случае, если налогоплательщик осуществляет операции облагаемые НДС как по ставке 0%, так и по другим ставкам налога, то в этом случае п. 10 ст. 165 НК РФ устанавливает (относительно НДС, подлежащего вычету):

«Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.»

 

- Раздельный учет при осуществлении операций облагаемых НДС и не облагаемых НДС

Статья 170 НК РФ устанавливает порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). Этой статьей регулируются ситуации, когда налогоплательщик осуществляет как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции. Если приобретенные товары (работы, услуги) в том числе основные средства и нематериальные активы, имущественные права используются для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, то суммы входящего НДС по ним принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Эта пропорция определяется в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

С 1 апреля 2014 года для некоторых ситуаций порядок ведения раздельного учета применяется с учетом особенностей п. 4.1. ст. 170 НК РФ (Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ)

Требование о раздельном учете установлено и п. 4 ст. 149 НК РФ.

 

- правило 5% в раздельном учете НДС

Пунктом 4 ст. 170 НК РФ определено, что налогоплательщик вправе принимать всю сумму НДС к вычету и не вести раздельный учет, к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Обратите внимание, что в этом случае речь идет не о соотношении доходов, а о доле расходов. Рекомендуется учетной политикой определить порядок определения доли расходов (какие расходы и как учитываются).

 

 - Пункт 5 статьи 170 НК РФ предусматривает, что банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Такое же правило установлено для участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Более подробно: Раздельный учет НДС

 

- Определить цифровой индекс обособленного подразделения

В случае если организация реализует товары (работы, услуги), имущественные права через обособленные подразделения, при составлении такими обособленными подразделениями счетов-фактур порядковый номер счета-фактуры через разделительный знак "/" (разделительная черта) дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения. Это правило было введено Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 735 и содержится в п. 1 Приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

Пример

Организация, расположенная в Москве имеет обособленное подразделение в Коломне. Учетной политикой организации обособленному подразделению в Коломне присвоен код 011. Первый по счету счет-фактура, выставленный подразделением в Коломне будет иметь номер 1/011.

 

- Определить порядок нумерации счетов-фактур (ст. 169 НК РФ)

Рекомендуется в учетной политике организации определить порядок нумерации счетов-фактур.

Пример

Нумерация счетов-фактур производится организацией в порядке возрастания с начала календарного года.

Нумерация счетов-фактур на аванс производится с использованием буквенной приставки (префикса) "Ав", идущей впереди основного номера документа.

 

Налог на добычу полезных ископаемых

- Статья 339 НК РФ определяет порядок определения количества добытого полезного ископаемого

Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых (п. 2 ст. 339 НК РФ).

 

Определения из нормативных актов

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ)

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н). 

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ст. 8)
1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.
2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
3. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
4. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
5. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
6. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Нормативные акты по теме

- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

- Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н

- Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"

- Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" (INTERNATIONAL ACCOUNTING STANDARD 8 Accounting Policies, Changes in Accounting Estimates and Errors) (МСФО)

31.01.2017

Видео

Учетная политика

Дополнительно

Раздельный учет НДС - методика учета НДС отдельно по операциям облагаемым НДС и операциям не облагаемым НДС, а также раздельного учета НДС по операциям с разными ставками НДС.

Агрессивная среда

Повышенная сменность

Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки

Лимит стоимости основных средств

Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

Основное средство

Материально-производственные запасы

Обсуждение

Следите за новостями


@Налогово-правовой словарь Taxslov.ru

Яндекс.Метрика